menu


Сайт учителя истории и обществознания

Рябченко Татьяны Михайловны

МБОУ "Лицей №2"

 г.Камень-на-Оби



07:51
– 1035 лет назад родился Ярослав Мудрый (978г.), покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978-1054) (христианское имя Георгий или Юрий) (в Новгороде во время наместничества – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой) – великий князь киевский (с 1019 г.), крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород. Как удельный князь уплачивал Киеву (пока не стал великим князем киевским) ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 г. отказался от уплаты дани и сделал попытку отделиться от отца и Киева. Князь Владимир начал готовить войско. Ярослав, узнав о приготовлениях отца, нанял варягов, чтобы с их помощью дать отпор, но великий князь неожиданно умер. Власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя – Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве – Борису и Глебу, за что получил прозвище Окаянный.
Сестра Ярослава Предслава предупредила, что Святополк собирается устранить и его. Собрав тысячу варягов и три тысячи новгородцев, Ярослав пошел на Киев. После трехмесячного противостояния он сошелся со Святополком под Любечем в 1016 г. После активной атаки новгородцев разбитый наголову Святополк бежал в Польшу к тестю – королю Болеславу I Храброму, а Ярослав занял киевский стол.
В 1018 г. Болеслав вместе со Святополком изгнал Ярослава из Киева. Ярослав бежал в Новгород и хотел «бежать дальше за море», но новогородцы, порубив его ладьи, обещали поддержку в борьбе за Киев. Собрав денег, они снова наняли варягов и второй раз пошли на Святополка. После победы над ним в битве на Альте в 1019 г. Ярослав окончательно утвердился в Киеве.
В 1021 г. Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 г. уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширять границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030-1031 гг. вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь.
После смерти Мстислава тмутараканского в 1036 г. Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, в 1036 г. разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились.
К 1037 г. Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 г. все-таки «ходил войной» на ятвягов, в 1040 г. – на Литву, в 1042 г. – на южную Финляндию. В 1043-1046 гг. вел войну с Византией.
Немало сделал Ярослав для укрепления международного положения Древней Руси и связей с Западной Европой, используя династические браки членов своей семьи. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру польского короля Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третей дочери – Анне Ярославне.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию был поставлен не греческий, но русский митрополит по имени Иларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» (1037-1050 гг.). Это произведение утверждало равенство всех народов и прославлявший Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».
При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя. В Киеве был возведен в камне по византийскому образцу Софийский собор, ставший резиденцией митрополита, а также «Золотые ворота», церковь Благовещенья святой Богородицы, монастыри святого Георгия и святой Ирины. Внутренние стены Софийского собора были украшены фресками, на одной из которых шествовали со свечами в руках – Ярослав, его жена – дочь шведского короля Олафа Ингигерда (получившая при крещении имя Ирина) – образованная женщина, содействовавшая его реформам, прекрасная воспитательница их детей, а также (в белых покрывалах) все четыре «Ярославны», будущие легендарные королевы западных стран. Композиция на северной лестнице изображала три женские фигуры – выходивших из своего дворца княгиню Ирину со служанками. Третья композиция представляла сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами.
Значительная часть Киева при Ярославе была обнесена высокими валами, протяженностью в 3,5 км, высотой 14 м и шириной 16-18 м. С именем этого князя связывают основание в 1024 г. на северо-востоке города Ярославля, который он назвал своим языческим именем. Существует легенда, что еще в 1011 г., когда он, будучи ростовским князем, «крестил Волгу», жители урочища Медвежий угол выпустили против него медведицу. Князь якобы победил ее секирой (изображение этой секиры в лапах медведя – герб города Ярославля). На западе в 1031 г. Ярослав основал город Юрьев и назвал его своим христианским именем; теперь – город Тарту).
В годы правления Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно развиваться книгописная и переводческая деятельность византийских и иных книг на русский язык. Современники отмечали, что Ярослав был начитанным в богослужебных книгах человеком, владел большой личной библиотекой, заботился о распространении грамотности, организовывал школы и училища для детей. Со времени Ярослава стал утверждаться обычай обучать детей грамоте; с этой целью наиболее смышленых ребятишек «собирали по всей земле». Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри, в их числе Киево-Печерский.
Ярослав, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Он собирал и записывал старинные обычаи, связанные с законодательством славян. С его именем связана древнейшая часть первого свода русских законов – Русская Правда (так называемая Правда Ярослава или Древнейшая Правда. Составленная около 1016 г. Русская Правда уходила своими корнями в обычное право восточных славян. В Киево-Печерском монастыре при Ярославе иноком Никоном начал составляться летописный свод, завершившийся после смерти Ярослава в 1073 г. При жизни Ярослава многие из прежних законов, которых придерживались потомки, были сохранены, другие – изменены. Новый летописный свод, созданный окружением Ярослава, отразил сложную, богатую событиями и сильными характерами людей жизнь древнерусского государства.
Ярослав скончался в Киеве 20 февраля 1054 г.; он погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе. Завещая Киев старшему сыну Изяславу, Ярослав призвал сыновей жить в мире и дружбе, слушаясь старшего брата. После его смерти Древнерусское государство было разделено между его пятью сыновьями.
Наметившаяся политическая раздробленность государства становилась все более очевидной, в истории страны начинался период феодальной раздробленности, приостановленный на несколько десятилетий правлением Владимира Мономаха и его наследника Мстислава.
Группа российских антропологов во главе с М. М. Герасимовым, вскрыв гробницу Ярослава Мудрого, воссоздала его облик.
Имеется художественное изображение Ярослава Мудрого (авторы – российские скульпторы М. О. Микешин и И. Н. Шредер). В постсоветское время принято решение награждать отличившихся служением России государственных чиновников орденом имени Ярослава Мудрого.
Лев Пушкарев http://ros-istor.ru/node/308

Просмотров: 1226 | Добавил: nikis | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: