menu


Сайт учителя истории и обществознания

Рябченко Татьяны Михайловны

МБОУ "Лицей №2"

 г.Камень-на-Оби


Каким быть уроку в современной школе?  Как сделать его интересным? Как сделать учебное занятие источником радостного и творческого труда? В данной рубрике мы постараемся ответить на эти вопросы.

Что же такое инновационная деятельность педагога? Конечно же,  это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Несколько слов о тех технологиях, которые интересны как для педагога, так и для учащихся.

Современный урок истории: личностно-ориентированная технология

Урок-образ

 

 Урок-образ – это первый этап каждой новой темы. Так, замечательный результат даёт в 5 классе урок-образ к теме «Древний Египет».

 Так как урок-образ начинает тему, он имеет двуединую направленность. Во-первых, на уроке осуществляется опора на личностный опыт школьников, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Во-вторых, урок открывает возможности детского сознания, в которых возникает опережающее, символическое, смысловое, событийное представление о теме в целом.

 Остановимся на структуре данного типа урока. Урок представляет собой модуль, который выполняет определенную цель. Модуль состоит из нескольких микромодулей, т.е. этапов урока, несущих определенный заряд и создающий условия для движения детского сознания. Нарушать последовательность микромодулей ни в коем случае нельзя, иначе возникнет противоречие этапов движения  сознания ребенка.

 Урок-образ состоит из пяти микромодулей, каждый из которых реализует свою частную и поурочную цель. Все микромодули должны действовать на уроке на основе единства средств: слово, наглядность, музыка, жест. Причем они должны развиваться в необходимом темпоритме с элементами ускорения, где каждый последующий микромодуль должен быть интересней предыдущего.

 1. Микромодуль мотивационного образа – это первый этап урока-образа. С помощью беседы актуализируется стихийный опыт детей; на основе детских рациональных построений выстраивается понятийная конструкция этих впечатлений; с помощью смысловой характеристики дети вводятся в ситуацию переживания собственного личностного опыта; на основе триединства средств «слово, музыка, наглядность» дети воспринимают, переживают символы изучаемой эпохи.

 Обратимся к уроку-образу по теме «Древний Египет» в 5 классе.

А) Актуальная беседа.

- Вы заблудились в лесу. Где вы будете организовывать место для стоянки?

- Почему именно у реки?

Б) Актуальное объяснение.

- Что же такое река для человека?

В) Смысловая характеристика.

- Вспомните, какие переживания вы испытывали, когда были с родителями на даче на Волге.

- Похожа ли река на человеческую судьбу?

 Г) Символическое сюжетное повествование на основе единства всех средств.

Ребята слушают с закрытыми глазами «Болеро» М.Равеля и представляют себя летом в кругу семьи на Волге. Затем на фоне музыки  учитель читает гимн Нилу. После этого объявляется тема урока и его цели.

 2. Микромодуль опережающего рационально-логического представления – второй этап урока, который создает условия для пробуждения тайных, еще не открытых детским сознанием, чистых мыслительных форм. На данном этапе должен появиться целостный рационально-чувственный образ определенного явления, затем должно произойти его понятийно-схематическое осмысление и завершается микромодуль конструированием символического события темы.

 Рационально-чувственный образ может быть в форме условного путешествия, полета на ковре-самолете, сна, кинокартины и т.д. На уроке «Древний Египет» можно использовать виртуальное путешествие на лодке по реке Нил, во время которого весь Древний Египет представляется в виде основополагающих символов и знаков. Задействуются макет египетской лодки, карта Древнего Египта и ученик в роли вельможи, который рассказывает о природе Египта, о Ниле, городах, пирамидах, фараонах.

 Этап опережающей понятийной схематизации на уроке представлен в виде связи между периодами разливов Нила и работ египетских крестьян и периодами человеческой жизни. Затем прокладывается ниточка к определенным этапам в развитии государства Египет.

 Событийно-символический этап данного микромодуля должен фантастически перенести детей в изучаемую эпоху и представить их участие в событиях того времени, например, в совете знати при фараоне участвует весь класс. Обсуждается вопрос: как сделать фараона самым могущественным, самым известным и знаменитым. Участие в событии дает возможность свободного действенного фантазирования, которое выводит детей на этап действенной реальности явления в целом.

 3. Личностно-смысловой микромодуль сталкивает личность и жизнь самого школьника с изучаемой эпохой. Необходимо создать такие условия, при которых произойдет встреча двух миров. Для этого можно использовать прием сравнительной детализации, когда актуальная деталь (вещь) вступает в сравнительные отношения с деталью существования персоны культуры. Данный прием подведет нас к этапу тождества судеб, будет достигнут необходимый для урока уровень сопереживания личностных смыслов.

 На уроке по теме «Древний Египет» можно показать детские игрушки: погремушку и игрушку-каталку. Ребята объясняют, для чего эти предметы нужны, а я рассказываю об играх египетских детей. Затем идет беседа о домашних кошках, которые есть у детей, и об отношении египтян к этим животным. На основе этих фактов делаются выводы о нашей похожести. К выводам дети приходят самостоятельно – в этом проявляется их личностно-смысловое самовыражение.

 4. Микромодуль событийно-практического действия позволяет учащимся вспомнить, обобщить, воспроизвести отношение к пережитым ранее на уроке образам, откровениям, смыслам.

 Необходимо провести воображаемую «пресс-конференцию» с персоной эпохи – египетским фараоном (в роли фараона – ученик). Необходим определенный атрибут того времени: это может быть деталь костюма. Так, фараон выходит и садится на трон в короне, которую сделали сами дети. Ученики задают фараону вопросы, он отвечает.

 

 5. Микромодуль актуализации и проповеди создает условия для того, чтобы запечатленные в сознании школьников структуры функционировали в реальной внеурочной и внешкольной действительности. Эффективность здесь имеет отношение к созданию условий, в которых пробуждается интерес к творческому выполнению домашнего задания и к проявлению в детском сознании интереса к рефлексии над личностным смыслом жизни.

 На данном этапе урока обратитесь к символу Египта – пирамидам. Это позволит обобщить материал урока, заинтересовать рассказом о тайнах пирамид. Завершается урок-образ музыкой и стихотворением от имени пирамиды. Так создаются условия для опережающего представления всей будущей темы.

 Урок логического мышления

 На первый взгляд, урок логического мышления напоминает популярный комбинированный урок. Конечно, внешняя похожесть здесь присутствует, однако, есть качественное отличие. В комбинированном уроке проверка знаний строилась на знании и воспроизведении учебного материала, но не предполагала воображения, эвристических ситуаций, творческих монологов.

 Урок логического мышления должен соответствовать определенным требованиям. Данный урок проводится после урока-образа и призван отражать один из его основополагающих, содержательных аспектов: это может быть урок ассоциативного мышления, урок рационально-логического мышления и урок событийно-логического мышления. Данный тип урока должен создать условия для раскрытия глубинных, интеллектуальных потенциалов личности школьника, поэтому все микромодули связаны с личностным логическим опытом ученика.

 Остановимся на этапах  на примере урока рационально-логического мышления «Образование государства у восточных славян» в 6 классе.

 1. Микромодуль интригующего образа предполагает выявление в ходе эвристической беседы определенной интриги, благодаря которой внимание учащихся будет поддерживаться в течение урока. В качестве интриги может быть определенный предмет или интересный пример из истории.

 Так, в начале урока «Образование государства у восточных славян» я рассказываю об угрозе завоевания со стороны хазар и печенегов северо-восточных восточнославянских племен. Перед учащимися ставится вопрос: «Как бы вы стали защищаться от врагов?» После предложенных вариантов ответов я объявляю тему, ставлю задачи урока и формулирую интригу: «А вот что на самом деле произошло и каковы последствия этого события, вы узнаете на сегодняшнем уроке».

 В уроке логического мышления по теме «Церковный раскол» в 7 классе в качестве интриги может выступать рассказ о судьбе боярыни Морозовой и княгини Урусовой с показом репродукции картины В.Сурикова «Боярыня Морозова». Подобный интересный пример можно найти по любой теме и заинтересовать детей в самом начале урока.

 Интрига сделала свое дело: класс готов к интеллектуальной работе.

 2. Микромодуль мышления на основе «воспоминания» связывает учащихся с изученным ранее учебным материалом. С одной стороны, это проверка домашнего задания, но непростая: здесь «воспоминания» строятся на ассоциативных связях. Ассоциация – это опора на определенный предмет, слово, избранное, взятое из реальной жизни. На уроке в 6 классе – это голубая лента, которая ассоциативно представляет путь «из варяг в греки». На ленте отмечены географические пункты, которым необходимо дать историческую характеристику. На этой стадии фронтально работает весь класс.

 Затем отвечают отдельные учащиеся по заданиям, которые они получили сразу после интриги урока. Для шестиклассников – это карточки с изображениями орудий труда, крестьян и ремесленников за работой, городских стен. Дети получают задание объяснить, какую роль в процессе складывания государства сыграли данные предметы. Для упрощения задачи в карточке содержится план , который наталкивает ученика на правильный ответ, чем создается ситуация успеха.

 Одновременно с этими этапами данного микромодуля небольшая группа учащихся готовит обращение князя к горожанам во время угрозы вторжения кочевников с использованием определенных атрибутов одежды князя (шлем, меч). Таким образом, создаются условия для диалога персоны культуры с жизненной позицией ребенка. Это задание творческое, его можно дать на дом, желательно, чтобы эта же группа подготовила для выступления и элементы одежды.

 Ребята с большим интересом готовят подобные задания по многим темам, например, монолог Петра I, монологи Магеллана, Колумба, Жанны д’Арк.

 Итак, микромодуль мышления на основе воспоминания развивается на уроке логического мышления в трех стадиях: 1) фронтальное ассоциативно-символическое воспоминание (класс в целом); 2) мышление на основе ассоциативно-логического осмысления (отдельный ученик и класс в целом); 3) мышление на основе творческого воспоминания (микрогруппа учащихся и класс в целом).

 3. Микромодуль саморазвивающегося мышления на основе новых знаний состоит из трех этапов.

 1) Стадия ассоциативно-символического мышления. На уроке в 6 классе таким символом будет картина Н.К.Рериха «Заморские гости», по которой ученики должны высказать свои предположения: кто здесь изображен, как назывались эти люди, чем они занимались, как они могли выжить? На этой стадии урока может использоваться определенный предмет, рисунок в виде символа.

2) Стадия ассоциативно-логического мышления предполагает построение схем, таблиц для систематизации детских знаний и предположений, высказанных ранее.

3) Стадия ассоциативно-событийного мышления предусматривает работу по историческим источникам, материалам учебника и заданиям  типа «мозгового штурма». Данная стадия призвана обобщить знания детей. Ограниченность времени (3-5 минут) концентрирует сознание и переводит школьника в состояние чистоты и смелости предположения.

 4. Микромодуль действенного мышления направляет школьника к самостоятельному решению интеллектуальных задач. Все задания данного микромодуля связаны с решением интриги урока. Это могут быть предметные кроссворды, тексты с ошибками, обобщения на основе художественных репродукций, деталей, вещей, художественных текстов, научных источников.

 Шестиклассники слушают сообщения о призвании Рюрика и об основании Киева. Сообщения иллюстрируются репродукциями картин Н.К.Рериха «Славяне на Днепре», В.М.Васнецова «Призвание варяжских князей», скульптурного изображения Рюрика (фрагмент памятника «1000-летие России»), изображением современного вида Аскольдовой могилы.

 В целом микромодуль действенного мышления имеет следующую структуру: 1) задания на решение задач с символическим содержанием; 2) задания на решение задач с понятийным содержанием; 3) задания на решение задач с событийным содержанием.

 5. Микромодуль разрешения интриги возвращает нас к началу урока.

 Так кто же такие варяги? Какую роль они сыграли в образовании Древнерусского государства? Были ли они создателями государственности на Руси?

 Урок завершается рассказом учителя и итоговой беседой.

 Урок настроения

 Данный урок личностно-ориентированной технологии призван создать определенные переживания, связанные с личностным смыслом жизни учащихся. На мой взгляд, это один из важнейших уроков, ведь именно он согревает теплом образные представления первого этапа, логическое мышление второго этапа. Урок настроения – это, прежде всего, особая атмосфера эпох, литературных произведений, географических ландшафтов, музеев искусства. Огромное значение здесь приобретают свет и цвет. Так, через весь урок «Судьба декабристов – наша судьба» в 8 классе проходят виды Санкт-Петербурга XIX века в голубой и серой дымке. Это олицетворение эпохи.

 1. Микромодуль художественного образа создает настроение урока. Дети мысленно раскрашивают эпоху, объясняя на основе своего жизненного опыта, почему именно эти цвета они выбрали. После этого на экране появляются виды Петербурга, звучит музыка Г.Свиридова к повести «Метель» и стихотворение. Таким образом, при помощи триединства цвета, музыки и художественного слова создается настрой. Я объявляю тему урока и его цели.

2. Микромодуль личностно-смыслового мышления обращает учащихся к ключевой фразе, пришедшей из изучаемой эпохи. Фраза, вошедшая в историю, всегда ассоциативна, она открывает путь к пониманию смысла культуры и жизни. На уроке в 8 классе ключевой фразой будут слова А.С.Пушкина: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Идет обсуждение смысла этих слов.

3. Микромодуль переживания личностных смыслов жизни поворачивает школьника к переживанию его собственной судьбы.

 На первом этапе этого микромодуля главную роль играет предмет, связанный с эпохой. На уроке в 8 классе это гусиное перо. А может быть именно таким пером писали свои прощальные письма приговоренные к смертной казни декабристы? Дальше должно последовать задание, которое напрямую свяжет детей с казненными.

 Второй этап микромодуля посвящен выполнению задания: возьмите шариковые ручки и напишите от имени декабристов, сидящих в Петропавловской крепости, обращения к своим потомкам. После того, как дети зачитают свои послания, выясняется, что их мысли и мысли приговоренных к смерти декабристов сходны.

 Третий этап микромодуля опять создает настроение погружения в эпоху при помощи музыки, поэзии и живописи: на фоне музыки Г.Свиридова и портретов декабристов звучит поэтический ответ декабриста Одоевского на послание А.С.Пушкина. Это помогает школьникам осознать идеалы, помыслы, чувства декабристов.

 4. Микромодуль событийного действия – это микромодуль самостоятельного смыслового действия школьников. На уроке в 8 классе этот микромодуль представлен в виде устного журнала, подготовленного ребятами.

Странички:  «Арест и допросы декабристов»,  «Тюремное заключение»,

«Вынесение приговора»,  «Казнь»,  «Сибирь».

Затем дети размышляют, какие же нравственные качества помогли декабристам выстоять, жалели ли они о пережитых страданиях, захотели ли прожить свои жизни иначе.

 5. Микромодуль-проповедь должен создать такие условия, чтобы смысловой опыт детей был преобразован во внутреннюю потребность действовать в реальности в соответствии с идеалами человеческой жизни и судьбы. Завершается урок «Судьба декабристов» в 8 классе обсуждением слов Л.Н.Толстого: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства». Чем же они вам интересны? Чему могли бы научить молодые люди начала XIX века молодых людей начала XXI века?

 Таким образом, урок настроения связывает знания и представления учащихся о далеких от них временах с их собственной жизнью.

Урок жизнетворчества

  Структура урока жизнетворчества создает условия, максимально приближающие учащихся к жизненным условиям, к сфере практической деятельности. Помимо имитационных условий, урок подводит детское сознание к обобщению открытых ранее смысловых представлений, понятий, событий.

 На уроках данного типа преобладают игровые формы, создающие условия похожести урочной конструкции и жизненной практики. Именно эта особенность рождает у детей внутреннее побуждение к преобразованию действительности в соответствии с идеалами культуры.

 Уроки жизнетворчества, рассматриваемые в технологии как уроки имитационно-практического типа, - это четвертый этап модульного построения темы личностно-ориентированного характера. При планировании проведения урока данного типа следует учитывать, что существует несколько форм построения урочного действия на подобном уроке. Остановимся на них.

 А) Урок персонифицированной имитации. Это, прежде всего, долгожданная встреча с персоной эпохи: с Нероном, Конфуцием, Кутузовым, Сталиным и т.д. На уроке должна быть создана атмосфера встречи, от исполнителя главной роли потребуется определенное актерское мастерство, необходимы элементы костюма. Дети уже готовы к подобной встрече всеми предыдущими типами урока: для них Древний Египет, Киевская Русь, Петербург XIX века – это всего лишь форма их современных состояний. Они воспринимают встречу с персоной эпохи как встречу с реальным человеком.

 Основными этапами подобного урока по теме «Древний Египет» в 5 классе будут:

1) микромодуль действенного образа, который состоит из актуальной беседы, из которой выясняется, с кем же из Древнего Египта дети хотят встретиться; понятийной беседы, во время которой идет повторение; действенной характеристики символов власти фараона; символического повествования от имени фараона (в роли фараона может быть учитель);

2)микромодуль рационально-логического действия, который создает особые проблемно логические ситуации для работы мысли детей: испорченная временем карта Египта, которую нужно восстановить; структура власти Египта на основе характеристики головного убора фараона и т.д.;

3) микромодуль смыслового действия призван создать условия для самостоятельных действий детей: анализ деталей одежды фараона и сравнение с современной одеждой; беседа о методах воспитания детей в Египте и в современном обществе; сравнение поэтических произведений древности и нашего времени и т.д.;

4) имитационно-действенный микромодуль предполагает практические действия разделенных на группы детей по заданиям фараона: раскрасить карту Древнего Египта цветами пустынь, оазисов, рек, порогов; нарисовать оружие египетского воина; завершить схему битвы при Мегидо и т.д.;

5) микромодуль практического домашнего задания предполагает домашнее задание в виде конкретного действия : лепка, рисование, сочинение стихов, хроник, путешествий и т.д.

Б) Урок инсайдного действия. Ситуация инсайда («мозгового штурма») помогает ребенку подойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводят к точным, правильным решениям. Рассмотрим основные этапы урока:

1) микромодуль инсайдного действия образа должен создать интригу урока, в которой заложена основная проблема ( это может быть воображаемое письмо ученицы более младшего класса, не понимающей суть проблемы); в результате класс делится на несколько групп, каждая из которых получает свою инсайдную задачу;

2) микромодуль логического инсайда позволяет отработать проблему в группах,

получивших задание подготовить обобщающий ответ по определенным темам; затем группы получают задания «мозгового штурма» по данной теме и в течение краткого времени решают их;

3) микромодуль смыслового действия позволяет организовать работу групп, получивших в самом начале урока задания по расшифровке текстов, знаков, символов эпох, по завершению литературных произведений, дорисовке полустертых карт, исправлению ошибок в текстах и т.д.;

4) микромодуль творческого инсайда демонстрирует подготовленные дома сценки, смысл которых отгадывают все группы;

5) микромодуль актуально-жизненного инсайда позволяет подвести итоги работы всех групп и определить домашнее задание с практической направленностью.

 

В) Деловая игра. Деловая игра – это, прежде всего, имитация настоящего жизненного действия, где историческое, обществоведческое, литературное знание используется в качестве конструкции для имитации реального поступка, государственного решения, создания продукта любого уровня. Любая деловая игра должна отвечать определенным правилам: 1) наглядность и простота; 2) четкость заданий группам; 3) использование споров, полемики, проблемных диалогов; 4) максимальное погружение участников игры в конструирование предполагаемого действия; 5) правдоподобие деловой игры; 6) эффект зрительского участия (приглашение гостей).

 

Г) Урок-спектакль. Урок-спектакль может завершить изучение темы. Так, тему «Великая Отечественная война» я завершаю уроком-спектаклем  «Дети войны» на материалах школьного музея «На детстве моем войны отметина», посвященного бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей. Спектакль должен носить глубокий смысл и отвечать определенным правилам: 1) простота,  доступность, непродолжительность; 2) задействованы все учащиеся класса; 3) в спектакль должен быть заложен определенный смысл в истории, а также личностные смыслы жизни участников спектакля; 4) спектакль должен оказывать духовное влияние на актеров-школьников и зрителей-гостей.

 

Д) Урок актуально-жизненной имитации. Это урок вне школы: от различного типа экскурсий до исторической реконструкции событий. Подобный урок, в любом варианте, должен быть построен согласно структуре «образ – мышление – смысл – действие - проповедь».

Урок актуализации и проповеди

 Задачей данного типа урока является создание условий для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личным опытом в реальной жизни. Рассмотрим основные этапы урока.

 1) Микромодуль образно-символического обобщения темы построен на восстановлении в памяти учащихся всех символов темы (желательно, чтобы все они были представлены на уроке).

2) Микромодуль предметной актуализации создает условия для понимания сущности изучаемой темы. Так, изучая тему «Гражданская война», можно оттолкнуться от современных гражданских конфликтов, анализа событий, происходящих в «горячих точках» нашей планеты.

3) Микромодуль предметной персонификации построен  на противоречии изучаемой и современной эпох. Дети не видят смысла в противостоянии «красных» и «белых» с позиций людей современности. Вот здесь и актуальны полемика, споры, диалоги. Можно предложить учащимся перенестись в период гражданской войны и определить, на какой стороне они бы стали воевать.

4) Микромодуль личностно-смысловой проповеди позволяет создать условия, чтобы ребенок смог выразить отношение к личностному опыту жизни. Огромную роль при этом играет обстановка искренности и доверия учителю. Необходимо построить такой диалог, чтобы ребенку захотелось написать или рассказать о смысле революции или гражданской войны, соотнести его с собственным жизненным опытом. Не всегда этот микромодуль бывает успешным, когда он достигает цели, дети могут поразить даже самую взыскательную публику своим отношением к смыслу жизни.

5) Микромодуль рефлексивного домашнего задания. Этот этап должен отразить глубину существенных обобщений детей, их понимание смыслов темы и собственного личностного смысла жизни. Чаще всего это творческие домашние задания на написание своих впечатлений о теме в виде эссе, исторических, литературных, приключенческих рассказов. Главное, необходимо дать такое задание, чтобы в нем отразился весь пафос урока-проповеди, а также духовных откровений всей темы.

 

                                Список использованной литературы

 

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 г.

2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1996 г.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998 г.

4. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 г.

5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.

6. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.

7. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/08/08/lichnostno-orientirovannaya-tekhnologiya-uroka-istorii 

 

Творческий проект

Творческий проектэто самостоятельное учебно-творческое задание, выполня­емое под руководством педагога и предусматривающее создание некоего продукта (изделия), обладающего субъективной или объективной новизной.

К творческим проектам можно отнести  ролевую, которая проходила в 9 классах на уроках МХК, игру-имитацию «Журналист начала XXI века берет интервью у К.П. Брюллова / А.А. Иванова / А.Г. Венецианов». Эта ролевая игра включает в себя проектную и исследовательскую деятельность, групповую работу, технологию сотрудничества, технологию развития критического мышления («корзина идей»), работу с текстом и репродукциями, театрализацию на уроке МХК, рефлексию (синквейн «Моя любимая картина Брюллова / Иванова / Венецианова» или «Мой любимый художник» (из трех названных)).

Ребятам было предложено разбить класс на 3 группы («Брюллов», «Венецианов», «Иванов»). В каждой группе  был ученик с артистическими способностями (он  играл роль художника), ученик, умеющий строить беседу, формулировать вопросы, способный на импровизацию (он  выполнял функцию журналиста), ученики с исследовательскими способностями, умеющие быстро находить информацию, внимательно читать текст, подбирать цитаты, обобщать, рассматривать репродукции, анализировать их (они  занимались сбором материала и потом помогали «художнику» и «журналисту» подготовить интервью, они же сыграли роль публики в студии).