menu


Сайт учителя истории и обществознания

Рябченко Татьяны Михайловны

МБОУ "Лицей №2"

 г.Камень-на-Оби


Исследовательский метод обучения

Научно-исследовательская работа - это вид самостоятельной аналитиче­ской деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:

• приобщить их к процессу выработки новых знаний;

• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;

научить пользоваться нормативной, учебной, монографической лите­ратурой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

выработать умение работать с основными компьютерными програм­мами;

предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

• глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специ­альную, методическую, научную литературу;

свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним посто­янный интерес;

отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться на­ходить новые решения научных и педагогических задач;

знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

Педагог также должен обладать значительным комплексом умений:

• выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или даже страны);

• подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости со­ставить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;

• развивать коммуникации, т. е. направлять работу учащихся на отыска­ние потенциально значимой информации среди многообразия мате­риала;

применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь резуль­тата с наименьшими потерями сил и средств;

определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность учащихся;

• прогнозировать результативность научной работы, возможность ее практического применения;

выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи ис­следования;

обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результа­ты;

по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Хотелось бы выделить креативность как один из факторов, способствующих развитию потенциала педагога и обучающегося, влияющий на умение противо­стоять трудностям и помогающий искать неординарные пути исследования проблемных ситуаций. На сегодняшний день креативность педагогов является наиболее значимым фактором развития и совершенствования как системы образования в целом, так и всех ее субъектов в отдельности.

Понятие "креативность" включает:

• умение творчески мыслить в любой области, находить оригинальные решения жизненных проблем с опережением времени;

навык решения творческих задач в предметной (профессиональной) сфере деятельности, в области своих интересов;

умение управлять инерцией мышления на базе знания специальных методов и приемов;

• навык принятия решения в условиях риска, меняющихся обстоятельств;

• знание законов логики и эвристических приемов мышления;

• умение применять инструмент теории сильного мышления в жизненных ситуациях с ориентацией на идеальный результат;

знание основных закономерностей окружающего мира, систем и объ­ектов;

• понимание того, что особенностью творческого процесса является оригинальность, адекватность поставленной задаче и состоятельность.

оригинальность, адекватность задаче и состоятельность. Также о наличии креативности свидетельствуют:

• беглость мысли (количество идей в единицу времени);

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

• оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

любознательность (чувствительность к проблемам, имеющим место в окружающем мире);

способность выстраивать гипотезу, фантазировать.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо­вания, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение по­лученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, вы­водов; применение заключений, выводов.

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта ис­следования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культур­ная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляю­щих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, по­следовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.

2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу - формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез. Учащиеся с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поис­ке нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипоте­зы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будуще­му исследованию. Для него могут быть рекомендованы приведенные в таблице обороты речи.

Актуальность проблемы

Одной из актуальных проблем... в настоящее время является... Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется...

Среди проблем, связанных с... внимание исследователей в последние годы

привлекает вопрос.

Интерес к проблеме... обусловлен...

 

Вариант решения

Известны следующие способы... Широкое применение получили...

Проблеме... посвящено значительное число публикаций...

В последние годы проблеме... уделялось большое внимание в таких работах,

как.

Освещение проблемы... нашло отражение в монографиях, статьях, диссертациях.

 

Достоинства автора используемого источни­ка

Предложенный метод выгодно отличается от... позволяя повысить. улучшить. устранить.

К числу достоинств описанного подхода следует отнести... Преимуществом предложенного способа является... Концепция, сформирования коллективом авторов учебника, позволяет. открывая следующие возможности...

 

Недостатки предложен­ного варианта решения

Недостатком известных способов решения... является... Использование. связанно с серьезными трудностями. Несмотря на. существуют определенные препятствия. Предложенный авторами подход наряду с достоинствами имеет и ряд недо­статков...

Там не менее предполагаемое решение не позволяет...

Однако подход к решению вопроса... описанный в... не дает нужного ответа, неоправданно сужает возможности.

Предложенный в... способ отрицательно сказывается на...

Определение целей исследования

Цель настоящей работы... Цель данной работы состоит в...

Прежде чем приступить к исследованию, сформулируем поставленные цели...

       

 

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбо­ра и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осущест­вляется в малых группах (из 3-4 человек). Учащиеся и учитель должны опреде­лить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени. Также обсуждаются спосо­бы и источники получения информации, методика ее обработки. Подходы могут быть различными:

можно предоставить группам возможность собрать информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, ког­да предмет исследования не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;

• можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в под­тверждение только одной из выдвинутых гипотез.

Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необхо­димости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает допол­нительные источники информации.

5. Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятель­ные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диа­грамм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими ил­люстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представ­ленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источ­ники информации использовались; представляет ли информация доказатель­ства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу про­должить исследование.

7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили груп­пу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозна­ченной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказатель­ности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требу­ется их экспериментальная проверка, порой многократная.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности со­бранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая препода­вателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приве­денные в таблице.

Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения

Предполагаемая... форма... базируется на...

Предполагаемый подход. основан на.

Предлагается метод. который.

Далее будет предложен один из методов...

Настоящая работа посвящена...

Мы предлагаем...

Мы полагаем, что оптимальный вариант решения проблемной ситуации... должен быть основан на. Наша точка зрения такова...

Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения

Особенность предполагаемого способа. состоит в следующем. Отличительная черта предлагаемого метода... заключается в следующем... Характерным признаком, отличающим наш способ... является... Новизна предлагаемого подхода состоит в... Новизна. проявляется в.

Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в...

Технические средства, оборудование

В ходе исследования использовалась следующая аппаратура... Технической базой проведения исследования послужила система... Для этого применялось следующее оборудование... С целью... был использован аппарат...

Метод исследования

В данной работе использован метод. применена методика. Используемый метод основан на...

Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как... Сочетание наблюдения и тестирования позволило...

 

Применение таких методов, как... дало возможность...

В состав методов, обеспечивших проведение данной научно-исследовательской работы, входили...

Экспериментальная проверка

Эксперимент показал, что... Эксперимент... проводился в... Опытным путем показано. Испытания проводились... Опыты подтвердили, что. Наши эксперименты доказали, что. Цель эксперимента...

9. Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, по­селка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в табли­це.

Заключение по поводу полученных результатов

Результаты исследования (тестирования, наблюдения) показали следующее... Из полученных результатов видно, что...

Основные результаты исследования заключаются в том, что...

Главным результатом проведенного исследования следует считать...

Полученные результаты. позволяют утверждать следующее.

С учетом изложенного основными результатами... можно считать: 1... 2... и

т. д.

Выводы

Итак, можно сделать вывод о том, что.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что.

Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод...

Подводя итоги, можно констатировать.

В заключение отметим, что...

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что... Из проведенного анализа следует вывод о том, что. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Следовательно, приходим к выводу... Дальнейшее использование... предполагает...

Преимущества предло­женного решения

Преимущество этого способа заключается в.

Следовательно, преимущество состоят в.

Анализ показал следующие преимущества метода...

Предлагаемый способ позволяет повысить. ускорить. снизить.

Такой подход позволяет считать, что...

Рекомендации

Система может быть рекомендована для.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что...

Разработанный метод может быть рекомендован для... Этот метод может найти применение для. Бесспорно, не менее важным является...

Многие образовательные телекоммуникационные проекты, хорошо про­работанные с дидактической, методической и организационной стороны, за­няли прочное место в учебном расписании тысяч школ по всему миру и могут по праву считаться классическими. К числу таковых можно отнести проекты Национального географического общества США: "Здравствуй!", "Кислотные дожди", "Погода в действии" и др. Все они проводятся в рамках виртуальной телекоммуникационной сети National Geographic Society Kids Network, головной компьютер которой находится в учебно-методическом центре Географическо­го общества (NGS).

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описать факты, явления с применением общепризнанной техно­логии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными пра­вилами;

• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании исследовательской работы у молодых людей развиваются умения:

• анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объ­екта посредством изучения его частей и свойств);

• сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установле­ния сходства и различия);

обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания по­средством определения общих существенных признаков);

определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обо­значающее отдельный объект или совокупность объектов и их суще­ственные признаки);

• доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанав­ливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, зани­мает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и на­уке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоря­жаться образовательным капиталом.

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятель­ности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники иссле­довательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и форму­лирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, - они дей­ствительно выполняют научное исследование, если верно определены про­блематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследователь­ский метод следует использовать как можно чаще.

Т.С. Широбокова,
преподаватель спецдисциплин Колледжа сервиса и туризма № 29, г. Москва, лауреат гранта Москвы в сфере образования - 2009