menu


Сайт учителя истории и обществознания

Рябченко Татьяны Михайловны

МБОУ "Лицей №2"

 г.Камень-на-Оби


 Уважаемые педагоги, учащиеся! На этой страничке собран материал по организации проектной деятельности. Это небольшая копилка, которая поможет нам работать в этом направлении. 

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев

Подготовительный этап - погружение в проект

Данный этап начинается с мотивации учащихся, пробуждения у них интереса к теме проекта. Интерес к теме выстраивается с учетом имеющегося у детей учебного и жизненного опыта, их возрастных особенностей и предпочтений.

Чтобы правильно выбрать тему проекта:

1.  Необходимо проанализировать потребности окружающих людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение) в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы.

2.  Предложить просмотреть каталог защищенных проектов.

3.  Предложить список примерных тем для работы над проектом.

При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут быть представлены в виде рекламных листовок на информационном стенде.

 Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов. Нередко случается и так, что предложенные учителем темы становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.

Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация. Разница лишь в том, что с какой целью мы хотим создать проект. А от этого зависит тип проекта и план дальнейшей работы с темой.

Как выбрать одну тему, если идей много? Иногда этот выбор осуществляет сам учитель, опираясь на практический жизненный опыт, которого еще нет у учеников. Но можем выбор оставить за детьми, рекомендуя им приемы для принятия решения. Для этого можно использовать следующие приемы:

  • объединение идей;
  • определение и использование критериев оценки.

Объединение идей. Оно может пригодиться, если начальные темы не очень широки или, если хотим придти к общей теме для всей школы.

Так, например, такие темы как «Журнал школы», «Организация вечеров отдыха», «Школьный сад», «Жизненные пути наших выпускников», «Знаем ли мы своих учителей?» органично дополняют друг друга в надтеме «Школа».

Определение и использование критериев оценки. С помощью критериев оценки вместе с учащимися мы можем выяснить, почему одна идея им кажется лучше другой. Например, такими критериями могут быть: актуальность; уникальность; осуществимость проекта.

Данные критерии работают как комплекс: лучшие идеи те, которые соответствуют одновременно всем критериям. Работая в группах, ученики с помощью критериев успешно делают выбор идеи сами. Критерии, наверное,  могут быть и другие, но в процедуре принятия решений они всегда являются эффективным инструментом.

На данном этапе большое значение имеет постановка учителем перед учащимися трех типов направляющих вопросов: основополагающего, проблемного и учебного.

Основополагающие вопросы:

  • Представляют большие идеи, в которых объединены множество областей знаний. Вопросы обеспечивают связи между несколькими учебными курсами, предметами и темами разных лет обучения.
  • Допускают многочисленные ответы. На данный вопрос невозможно найти ответы в книге. Часто это серьезные вопросы о смысле жизни. Например: Разве я сторож брату моему?
  • Привлекают внимание учеников и требуют навыков высокого мышления; выделять разные типы мышления, использовать принятые ценности и интерпретировать полученный опыт.

Проблемные вопросы:

  • Неоднозначные вопросы, приглашающие к обсуждению идей, тесно связанных с конкретной изучаемой областью.
  • Помогают в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос.
  • Ставят проблему либо запускают обсуждение, которое поддерживает основополагающий вопрос. Например: Как мы можем помочь предотвратить и облегчить голод?
  • Поощряют исследование, провоцируют и поддерживают интерес, личные ответы и творческие подходы. Предлагают ученикам давать собственное толкование фактам.

Основополагающий и проблемный вопросы помогают ученикам распознать «как» и «почему», вовлекают учеников в личностно-значимую деятельность, поддерживают критическое мышление, любознательность и стремление к достижению цели проекта.

Учебные вопросы:

  • Обычно имеют единственно правильный ответ и могут быть определены как «закрытые» вопросы
  • Связаны с образовательными стандартами и целями обучения, поддерживают основополагающие и проблемные вопросы.
  • Проверяют способность учеников вспоминать фактическую информацию. Требуют знаний - кто, что, где и когда. Например: Что такое голод?
  • Требуют знаний и навыков понимания для правильного ответа.

Следующим шагом является обоснование актуальности выбранной темы.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя. Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости – главное показать суть проблемной ситуации.

На данном этапе большое значение имеет правильная формулировка проблемы. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Проблема противоречие между идеальной и реальной ситуацией.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и неизвестным;
  • между знаниями и умениями;
  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
  • между потребностями и возможностями их реализации.

 Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Она отражает тему проекта и легко преобразуется в цель.

В идеале проблемы должны выдвигаться самими учащимися, а роль учителя должна состоять в том, чтобы способствовать определению проблемы наводящими вопросами. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности учащихся, уровень развития компетентностей.

Младшие школьники могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы. Учащиеся 5-6 классов – описать ситуацию и указать свои намерения при работе над проектом. Обучающиеся более старшего возраста способны самостоятельно выполнять некоторые поисковые шаги, например, определить, каковы причины существования проблемы, в чем состоит ее сущность и т.п. Старшеклассники способны проявить полную самостоятельность от постановки проблемы, источником которой выступает их собственный опыт, до ее разрешения. Действия учителя во многом зависят от степени самостоятельности учеников.

Учителю необходимо грамотно провести с учащимися обсуждение способов решения проблемы, при этом можно использовать такие известные приемы, как, например, мозговой штурм.

На основе выявленной (или присвоенной) проблемы, учащийся (в начальных классах с помощью учителя) ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?».

Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).

В исследовательских проектах необходимо определить объект и предмет исследования, сформулировать рабочую гипотезу, выбрать оптимальные методы исследования.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт,  или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Действия учителя,  ученика и родителей на подготовительном этапе:

 Учитель:

- Предлагает тематическое поле.

- Мотивирует учащихся к обсуждению.

- Предлагает схемы анализа потребностей.

- Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.

- Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировки.

- Предлагает организовать группы.

- Помогает в распределение ролей между членами группы.

 Ученик:

- Обсуждает тему.

- Определяет свои потребности.

- Осуществляет личностное присвоение темы, проблемы проекта.

- Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

- Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель и задачи проекта.

- Принимает решение о проведении индивидуального или группового проекта.

- Принимает роль при реализации группового проекта.

 Родители:

- Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

- Мотивируют детей.

Используемые источники:

Вопросы, направляющие процесс обучения

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся

Методика организации учебного проекта Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях  г. Москвы

                                                Памятка для учащихся                                               

   «Чтобы правильно выбрать тему проекта»

1.  Проанализируйте потребности окружающих людей в различных областях жизнедеятельности (школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение) в ходе наблюдения, просмотра фильмов, чтения литературы.

2.  Просмотрите каталог защищённых проектов.

3.  Попросите у учителя список примерных тем для работы над проектом.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

 

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

 

3.Навыки оценочной самостоятельности.

 

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

 

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

ТЕМА: «ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ИНТЕРЬЕРА »

 

 

Руководители проекта: Скворцова Марина Витальевна и Рябченко Татьяна Михайловна.

Творческая группа: учащиеся 6 Б и 9 Б класса.

 

Цель проекта: создание условий комфортного пребывания школьников, педагогов и родителей  в школе. Объединение усилий родителей и сотрудников школы, школьников в воспитании гражданина, неравнодушного к судьбе своего края (на примере своей школы). Декоративное оформление школьного здания, внутреннее оформление коридора школы. Воспитание положительного отношения к труду,  любви к природе, красоте.

Задачи: 

Формирование потребности у учащихся, родителей и общественности неравнодушного отношения к судьбе своего села, школы. С этой целью спроектировать и реализовать проект

С

Т